Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Главной проблемой социального развития является координация отношений между обществом и каждым человеком, то есть его социализация. Социализация молодежи особенно важна для общества. Именно в детском, подростковом и юношеском возрасте формируется базовая структура личности. Ее качественные характеристики существенно зависят от степени образованности окружающей среды. Человек, с психологической точки зрения, - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Системные качества личности формируются в совместной деятельности и общении.
Социальное самоопределение личности одинаково актуально как в прошлом, так и в этом столетии, но оно во многом зависит от социально-политических и экономических систем общества. Это процесс, который постоянно меняется по своей природе.
Социализация молодежи - сложный непрерывный процесс, с одной стороны, потребности личности приспосабливаются к потребностям общества, но эта адаптация не является пассивной, ведущей к конформизму, который является инициативой по присвоению общечеловеческих ценностей. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения в семье, учреждениях досуга и других социальных средах вокруг человека, где отношения между людьми находятся в педагогически приемлемой форме.
На самом деле развлекательные объединения, представляющие культурно-познавательным досуг, являются сильным стимулом для творческого развития детей, подростков и молодежи, расцвета их способностей, расширения круга интересов, гуманизации мыслей, чувств и действий, а также творческой активности.
При всех положительных аспектах досуга можно отметить, что досуг четко отражается на состоянии политики, экономики, идеологии, образования и культуры. Как показывает практика, досуг трансгендерной молодежи, культура использования которого относительно низка, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.д., но наоборот становится частью общества.
Проблема исследования. В российской науке мало внимания уделяется социализации трансгендерной молодежи в условиях командно-административной системы. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченный эмпирический материал по социализирующему эффекту досуга и его основное сведение к реализации воспитательных функций значительно снижают эффективность практической деятельности в сфере досуга, что также определяет необходимость и актуальность данного исследования.
Объект работы – социализации трансгендерных молодых людей.
Предмет – психологическая характеристика социализации трансгендерных молодых людей.
Гипотеза. В работе выдвигается предположение о том, что социализации в рамках психологической характеристики трансгендерных молодых людей куда сложнее, нежели социализация остальной молодежи, в связи с установленным стереотипами в обществе.
Цель работы – провести анализ психологической характеристики социализации трансгендерных молодых людей, а также изучить, какую значимость он несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть проблемы молодежи в рамках социо-гуманитарного знания;
2. Изучить характер и специфика социализации молодежи в рамках культурно-досуговой деятельности;
3. Раскрыть трансгендерность в современном российском обществе;
4. Изучить описание и обоснование методов исследования;
5. Провести исследование и анализ результатов.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Айварова Н.Г. «Психологическое здоровье как условие успешной социализации», Барейша А.Г. «Социальный страх: сущность, функции, типология», Баринов Д.Н. «Социальный страх как явление общественного сознания молодежи», Вайсбург А.В. «Современные методы социологических исследований» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты социализации трансгендерных молодых людей. Во второй главе проведено эмпирическое исследование психологической характеристики социализации трансгендерных молодых людей. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРАНСГЕНДЕРНЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Проблемы молодежи в рамках социо-гуманитарного знания
Молодежь - это особая группа, которая, очевидно, отличаются от других определенными возрастными характеристиками. Возрастной диапазон определяется не только временными рамками, но и социальным статусом.
Считается, что начало юности (конец детства) - это время, когда в организме человека завершаются физические и психологические процессы, связанные с подростковым возрастом; а конец юности - это время, когда молодые люди полностью входят в этап взросления [5, с. 162-187].
Британский ученый Саймон Фриз предложил свой метод выделения молодых людей, рассматривая социальную подоплеку состояния молодости как процесс перехода от детства к взрослой жизни. По его мнению, основная линия перехода от детства к взрослой жизни такова: от зависимости к независимости, от безответственного к ответственному переходу.
В связи с этим понятие молодежи представляет собой социальную структуру, обобщенный образ для различения людей более или менее определенного возраста (чаще всего это ограничение от 11 до 35 лет), и они характеризуются ограниченным доступом к важным экономическим, социальным и культурным ресурсам [22, с. 142-164].
До недавнего времени проблема молодежи считалась преимущественной в контексте теории всеобщего равенства людей. Молодежь считается особой социальной группой и нуждается в определенных гарантиях защиты со стороны государства, но особенности ее формирования, социального становления и развития привлекли внимание ученых только в середине ХХ века.
Первая из них о специфических социальных характеристиках молодежи привлекла внимание немецкого социолога Карла Мангейма (1893-1947). Он считал, что молодежь - это своего рода резерв, который выделяется, когда требуется такого рода активизация для адаптации к быстро меняющейся или качественно новой среде.
Согласно Мангейму, молодые люди выступают в качестве посредников для оживления социальной жизни; эта функция включена в социальный статус как важный фактор. Этот вариант универсален и не ограничен местоположением и временем. Решающим фактором в определении возраста полового созревания является то, что в этом возрасте молодые люди вступают в общественную жизнь. По словам Мангейма, молодые люди не являются ни прогрессивными, ни консервативными. Они представляют собой мощную силу и всегда готовы к любым усилиям [12, с. 52-68].
На самом деле, правильно отметил В. А. Луков: «Внимательно изучая возникновение и изменения теории молодежи на протяжении ХХ века, нельзя не заметить, что скачок в теоретическом понимании молодежи (с небольшим опозданием) совпадает с периодом, когда молодые люди ясно продемонстрировали их видимые характеристики как социального феномена через самооценку в форме молодежных движений». В теории кажется интересным, что самовыражение молодежи в форме молодежных движений решительно влияет на понимание обществом феномена молодежи [3, с. 44-67].
По мнению ряда ученых (Т. Парсонс, М. Брейк, Х. Пилкингтон), изоляция молодежи как самостоятельной социальной группы социологического анализа связана не только со вспышкой общественных политических движений, но и с процессом индустриализации. С быстрым развитием города и масштабным переселением появились первые симптомы «молодежной проблемы». Молодые люди не только стали заметны, но и начали открыто угрожать спокойствию и безопасности растущего городского населения.
Во второй половине ХХ века исследования на молодежную тематику в основном сводились к распространению особой молодежной субкультуры. Поэтому в рамках функционализма молодежь рассматривается как носитель
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации / Н.Г. Айварова. – М.: Наука, 2018. – 154 с.
5. Барейша, А.Г. Социальный страх: сущность, функции, типология / А.Г. Барейша. – М.: Логос, 2021. – 197 с.
6. Баринов, Д.Н. Социальный страх как явление общественного сознания / Д.Н. Баринов. – М.: Наука, 2020. – 942 с.
7. Баринов, Д.Н. Социоструктурный аспект изучения социальных страхов молодежи / Д.Н. Баринов. – СПб.: Вита, 2020. – 111 с.
8. Вайсбург, А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь : ТвГТУ, 2019. – 204 с.
9. Габдрахманова, Р.Г. Условия успешной социализации молодежи в трудовых объединениях / Р.Г. Габдрахманова. – М.: Наука, 2019. – 174 с.
10. Гревцева, Г.Я. Особенности социально-культурного развития личности как феномен ее социализации / Г.Я. Гревцева. – М.: Логос, 2021. – 316 с.
11. Григорьева, А.А. Философские основы социализации личности / А.А. Григорьева. – М.: Логос, 2018. – 149 с.
12. Григорьева, М.Ю. Факторы успешной социализации в современном обществе / М.Ю. Григорьева. – М.: Наука, 2020. – 214 с.
13. Джиоева, О.Ф. Особенности формирования личности в социальной среде / О.Ф. Джиоева. – М.: Логос, 2015. – 396 с.
14. Зубова, О.Г. Прикладная социология: методология и методика: учебное пособие / О.Г. Зубова. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2019. – 194 с.
15. Литвак, Р.А. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности / Р.А. Литвак. – М.: Логос, 2019. – 140 с.
16. Макаров, А.В. Изучение культурно-досуговой деятельности в условиях вуза // Уникальные исследования XXI века. – 2020. – № 11 (11). – С. 46-52.
17. Мурзина, О.Б. Формирование навыков самоорганизации досуга молодежи // Молодежь и социум. – 2019. – № 2 (14). – С. 111-114.
18. Парно, В.В. Основные формы современного вуза по удовлетворению потребностей смолодежи // Sciences of Europe. – 2017. – № 2. – С. 19-21.
19. Пеньков, С.В. Влияние различных факторов на процесс социализации современной молодежи / С.В. Пеньков. – М.: Наука, 2021. – 216 с.
20. Пеньков, С.В. Факторы социализации личности молодежи / С.В. Пеньков. – М.: Логос, 2015. – 347 с.
21. Пешков, В.А. Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе организации свободного времени молодежи // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (101). – С. 123-225. –
22. Рослякова, С.В. Особенности социализации современноймолодежи / С.В. Рослякова. – М.: Наука, 2020. – 249 с.
23. Старченко, Д.В. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровье-сбережения и самореализации / Д.В. Старченко. – СПб.: Вита, 2019. – 315 с.
24. Сумарокова, В.С. Специфика культурного досуга молодежи и роль творческой активности в нем // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2021. – С. 170-172.
25. Товпенец, А.Е. Концертные и шоу-программы как способ формирования творческой активности молодежи // Социосфера. – 2016. – № 4. – С. 83-89.
26. Фалеева Л.В. Организация процесса формирования культуры самоорганизации молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 201-201.
27. Фролов, А.А. Единство воспитания, социализации и развития личности в педагогике А.С. Макаренко / А.А. Фролов. – М.: наука, 2020. – 421 с.
28. Харьковская, Е.В. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект // Интеграция образования. – 2020. –№ 2. – С. 188-197.
29. Шамсутдинова, Д.В. Научный взгляд на объект теории исследования // Вестник КазГУКИ. – 2017. – № 3. – С. 52-55.
30. Ярошенко, Н.Н. Генезис теории социально-культурной деятельности: историко-педагогический анализ : монография / Н.Н. Ярошенко. – М: Моск. гос. ун-т культуры, 2000. – 289 с.